Что такое "готовность ребенка к школе"
Учебная деятельность, которая становится главной для ребёнка при поступлении в школу требует развития у дошкольника многих качеств. Среди них можно назвать такие, как речь, мышление, память, внимание, сформированность положительного отношения к учёбе, достаточный запас знаний об окружающем мире и др. При этом для обозначения уровня подготовленности специалисты чаще всего используют понятие “готовность к обучению в школе”.
Готовность к обучению в школе – это такое развитие качеств дошкольника, которое обеспечивает успешное выполнение требований будущей учебной деятельности.
"Готовность к обучению" включает различные виды готовности. Прежде всего, выделяют функциональную готовность, или школьную зрелость, которая предполагает достаточный для решения задач обучения уровень созревания у ребёнка мозговых структур и нервно-психических функций. Если у ребёнка низкая функциональная готовность, то в ходе обучения он может испытывать трудности, связанные, прежде всего, с психическими перегрузками. При этом у него возможен достаточно высокий уровень развития внимания, интеллекта, речи и т.д., но отсутствие функциональных условий делает обучение рискованным из-за большой уязвимости психики. Функциональная готовность включает развитие мелких и крупных движений, развитие органов чувств, запаса знаний.
Другой важной составляющей готовности к обучению является произвольная готовность – способность ребёнка выполнять указания взрослого, достигать поставленной цели и т.д. Произвольная готовность включает развитие произвольного внимания, произвольной памяти, умение действовать по правилу. Достаточное развитие этой готовности является необходимым для нормальной организации обучения, т.к. оно требует от школьника умения соблюдать правила и выполнять предъявляемые школой требования.
Мотивационная готовность обеспечивает положительное отношение ребёнка к обучению в школе. Другими словами, при наличии этой готовности дошкольник обладает большим желанием учиться. Благодаря развитию мотивационной готовности у ребёнка формируется положительная внутренняя позиция к учёбе.
В ходе обучения в школе у ребёнка очень интенсивно начинают развиваться мышление, память, воображение, внимание и другие познавательные процессы. Однако при поступлении в школу у дошкольника должен быть достаточный уровень развития интеллектуальной готовности.
При поступлении в школу ребёнок должен также иметь навыки общения со сверстниками, со старшими. Если дошкольник достаточно развит в этом отношении, говорят о его социально-психологической готовности к обучению в школе.
Таким образом, готовность к обучению в школе предусматривает развитие у ребёнка многих качеств и свойств, которые развиваются в процессе всего дошкольного развития, а не непосредственно перед школой. Если у будущего первоклассника слабо развито какое-либо из этих качеств – есть повод обратиться к педагогу-психологу.