ул. Чернышевского, 10А, каб. 317
Время работы:
Пн.-Пт. 8:00-21:00, Сб.-Вс. 10:00-20:00



Когда необходимо обратиться за помощью к специалистам

К концу первого года жизни при сохранном слухе у ребёнка начинает развиваться понимание речи. Если этого не происходит, то есть малыш не включается в работу по подражанию действиям и речи взрослых, не активен в занятиях с игрушками, то можно заподозрить недоразвитие интеллекта.

В данном случае больше будет страдать смысловая сторона речи, поэтому основная помощь должна быть направлена на развитие познавательных интересов. В таком случае необходима консультация и помощь специалистов.

Если у ребёнка в 2 года нормальный слух, а речь не развита, ему необходимо активное общение со взрослыми посредством жестов и любых звуков, и тогда в ближайшем будущем у малыша должны будут появиться слова. В этом случае вам понадобиться консультация логопеда-психолога. Но основная нагрузка ложится на родителей. Специалист определит уровень развития ребенка, разработает программу дальнейшего развития и обучения ребенка, проведет занятие, на котором обучит родителей приемам работы с малышом. Очень важно в этот период родителям проявить максимальные возможности по пополнению активного словаря малыша. Этого можно добиться в повседневном активном общении с ребенком.

Ребёнку 2 года 7 месяцев, а он ещё не говорит? Надо начинать специальные занятия, чтобы сформировать потребность в разговоре. В этом возрасте, если у малыша есть проблемы с речью, его необходимо показать специалистам (логопед, психолог) и обследовать.

Взрослым ни в коем случае нельзя упрекать ребёнка за то, что он испытывает те или иные затруднения в процессе речевого общения, так как это может вызвать страх перед необходимостью говорить, боязнь допустить ошибку. Малыша надо поощрять и поддерживать малейшие попытки пользоваться словами. Следует специально создавать такие ситуации, при которых кроха вынужден будет что-либо говорить.

Если при сохранном слухе и нормальном интеллекте к трём годам у ребёнка отсутствует фразовая речь или он использует неправильные предложения, можно говорить о системных нарушениях речи (в понимании значения слов, их изменении, применении).

Речь таких детей лучше развивается в процессе какой-либо деятельности, поэтому надо проводить совместные игры, привлекать малыша к труду по дому, читать ему простые по содержанию книги, давать комментарии всему, что видит и делает ребёнок. При общении с малышом надо использовать простые немногословные предложения, а слова для повторения должны употребляться в разных падежных формах.

Но основная работа по развитию речи малыша ложится на логопеда, который выработает систему специальных занятий и обучит родителей приемам логопедической работы с ребенком.

Если у четырёхлетнего малыша звукопроизношение значительно отстаёт от нормы, то есть в речи присутствуют многочисленные замены:

  • вместо шипящих произносятся свистящие (ш-с, ж-з, щ-с),
  • звук р заменяется на л, ль или й
  • замены твёрдых согласных соответствующими мягкими.

Это свидетельствует о нарушении фонематического слуха и, соответственно, о необходимости проводить занятия с логопедом с целью его развития.

Также может отмечаться искажённое произношение отдельных согласных звуков:

  • р горловое; р одноударное (то есть произносимое без вибрации кончика языка)
  • л двугубное, похожее на английское ю
  • свистящие звуки с, з, ц, произносимые с просовыванием кончика языка между зубов.

Все вышеперечисленные дефекты речи не являются возрастными и сами по себе не исчезнут, поэтому родителям не надо откладывать их исправление на более поздние сроки, чтобы не закреплять в речи неправильное произношение. Для постановки звука следует обратиться к специалисту. Но помочь ребёнку выработать умение употреблять поставленный звук должны не только логопед, но и сами родители. Первое время малыш в одних словах может произносить звук так, как надо, а в других – по-прежнему заменять его. Роль взрослых – поправлять малыша и просить повторить слово верно. При закреплении звука используются те слова, которые ребёнок произносит правильно.

К пятилетнему возрасту неразвитая связная речь, низкая речевая активность, отсутствие любознательности, бедный словарный запас могут говорить о задержке психического развития. Ребёнок с задержкой психического развития нуждается в обследовании и занятиях логопеда-дефектолога, педагога-психолога. Родителям надо больше читать ребенку книг о природе, о животных, побуждать его к пересказу текстов, т.к. такому малышу необходима активизация познавательных интересов. Если ребёнок к этому возрасту неправильно осуществляет словообразование, изменение слов по падежам, родам, множественным числам, неправильно использует предлоги, строит предложения и согласовывает в них слова, если у него недостаточный словарный запас, неразвита связная речь, можно говорить об общем недоразвитии речи. Это может привести к проблемам в обучении в школе, поэтому необходимо обследование логопеда-дефектолога и проведение систематических занятий.

Подводя итог вышесказанному, хотелось бы отметить, что необходимо обращать внимание на проблемы, которые могут появляться уже на ранних этапах развития ребёнка. Если вашему малышу второй год, а он не лепечет, малоактивен, плохо идёт на контакт, мало эмоционален – всё это должно насторожить родителей. Такого ребёнка надо показать неврологу, отоларингологу, логопеду, проверить слух. Лучше предупредить те проблемы, которые могут возникнуть впоследствии, чем с ними столкнуться.