ул. Чернышевского, 10А, каб. 317
Время работы:
Пн.-Пт. 8:00-21:00, Сб.-Вс. 10:00-20:00

Когда ребёнку можно картавить, шепелявить, сюсюкать

Возрастные особенности становления звуков речи

Одним из показателей успешного речевого развития ребёнка являются выработанные навыки правильного звукопроизношения. Взрослые не должны забывать о том, что произносительная сторона речи формируется в соответствии с возрастом ребёнка: малышу необходимо научиться управлять язычком, зубами, губами, научиться слышать себя и окружающих. Но точное, внятное произношение звуков зависит не только от умения управлять органами артикуляции, но и от их строения, функциональной зрелости речевых зон коры головного мозга.

Многих родителей волнует вопрос, правильно ли говорит их ребёнок, стоит ли беспокоиться из-за тех или иных отклонений в его речи. Чтобы избежать проблем со звукопроизношением, папам и мамам необходимо знать возрастные особенности становления звуков.

К первому году жизни малыш усваивает гласные звуки а, у, о, и, некоторые согласные (м, п, б, к, г).

От 1 года до 2 лет происходит усвоение звуков н, т, дь, ть, нь, ль, сь, хь, ц, й. Считается нормой, если на данном этапе речь малыша понятна лишь домашним: до 20 месяцев ребёнок накапливает пассивный словарь.

К двум годам малыш уже усваивает звуки п, б, м, ф, в, т, д, н, к, г, х. Свистящие звуки (с, з, ц), шипящие (ш, ж, ч, щ) и сонорные (р, л) он обычно пропускает или заменяет.

От 2 до 3 лет продолжают появляться всё новые звуки, такие как: ы, э, л, с, з, ц, ж, ч, ш. В этот период ребёнок должен научиться различать твёрдые и мягкие звуки (т, д, н, к, г, х, в, ф, с, з).

Чем больше у малыша запас активно используемых слов, тем быстрее совершенствуется его артикуляционный аппарат, развивается фонематический слух. Усвоение звуков в этом возрасте идёт по-разному (от месяца и более), дети часто заменяют одни звуки другими. Считается допустимым в этот период «шепелявить», то есть плохо произносить шипящие и свистящие звуки, «сюсюкать» – смягчать многие звуки, «картавить» – плохо произносить звук р (возможно до 5-6 лет). Для этого времени характерно проявление интереса к звуковой форме слова. Ребёнок бесконечно повторяет одни и те же слова, видоизменяя их и составляя большое количество бессмысленных рифм и ритмов.

У трёхлетнего малыша отмечается почти полное отсутствие аграмматизмов в речи, то есть с помощью окончаний и предлогов правильно согласуются слова в предложении, употребляются союзы, используются все основные части речи. Звукопроизношение ещё не полностью соответствует норме. Отсутствуют шипящие и сонорные. Твёрдые и мягкие звуки различаются большинством детей. Слова со сложной слоговой структурой и со стечениями согласных могут произноситься искажённо.

У четырёхлетнего малыша словарный запас составляет 1500-2000 слов. Ребёнок правильно произносит шипящие звуки ш, ж, ч, щ, а также звук ц. Исчезает смягчённое произношение согласных, но ещё может наблюдаться смешение шипящих и свистящих звуков (шапка-«сапка», зонтик-«жонтик»). В словах отсутствуют пропуски, перестановки звуков и слогов; исключение составляют только некоторые трудные незнакомые слова (например, экскаватор). В предложении используются все части речи. Ребёнок овладевает всеми звуками родного языка и правильно их употребляет.

Становление нормального звукопроизношения завершается к 5 годам. У большинства детей все звуки уже введены в речь, наблюдается только некоторое смешение звуков л и р, с и ш в многосложных словах, когда в одном слове находятся оба парных звука (например, милиционер, шерстяной).

Если у детей до 2,5-3 лет искажения, пропуски, замены звуков можно считать нормой, то подобные нарушения в более старшем возрасте требует принятия мер к их устранению. Необходимо обращать внимание на то, как жуёт пищу ребёнок, как глотает, наблюдается ли повышенное слюнотечение, способен ли он вытянуть губы трубочкой, оскалить зубы, надуть щёки. Если есть проблемы, то это свидетельствует о более серьёзных расстройствах речи, которые требуют обследования у невролога и помощи логопеда.

Часто логопедические проблемы возникают вследствие нарушения в строении артикуляционного аппарата (челюстей, зубов, языка, носоглотки). Причиной может быть укороченная уздечка языка, большой или слишком маленький и узкий язык, неправильное строение губ, зубов, нёба.

Наиболее частым отклонением в строении челюстей является неправильный прикус. При правильном строении верхние резцы должны слегка прикрывать нижние, боковые коренные зубы при этом смыкаются. При неправильном прикусе верхняя или нижняя челюсть может выступать вперёд, встречается так называемый перекрёстный прикус и т. д. Неправильный прикус влияет на процесс жевания и дыхания (развивается привычка дышать ртом). Все эти отклонения в строении челюстей могут привести к нарушениям артикуляции. Для того чтобы у ребёнка в будущем не было проблем с речью, необходимо обратиться к ортодонту.

Одной из причин нарушения звукопроизношения является неправильное формирование речи ребёнка в семье, когда взрослые, подражая малышу, сюсюкают и картавят.

Если у вашего ребёнка хороший слух, достаточный запас слов, если он правильно строит предложения и согласовывает в них слова, если речь его чёткая, несмазанная, но имеется дефектное произношение звуков (одного или нескольких), можно попробовать самим добиться верного произношения. Для этого сначала необходимо изучить положение языка в состоянии покоя. Сядьте с малышом напротив зеркала, попросите его открыть рот и положить язык на нижнюю губу. Теперь посмотрите, как ведёт себя язык: если он не лежит спокойно, втягивается внутрь, выгибается кверху, отклоняется в сторону, дрожит, – значит, в домашних условиях не следует заниматься коррекцией неверно произносимых звуков. Надо обратиться за помощью к неврологу и логопеду.

Когда данных симптомов не наблюдается, родителям можно самим попытаться помочь ребенку в усвоении правильного звукопроизношения.

Однако не стоит отказываться от специалиста. Занятия с опытным логопедом более эффективны. К тому же на занятиях родители могут обучиться приемам логопедической работы с детьми и использовать их в домашних условиях для закрепления усвоенного материала, отработанного с логопедом.