ул. Чернышевского, 10А, каб. 317
Время работы:
Пн.-Пт. 8:00-21:00, Сб.-Вс. 10:00-20:00

Научим язычок трудиться

Артикуляционная гимнастика

(рекомендации по проведению)

Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Точность, сила и дифференцированность движений этих органов развиваются у ребёнка постепенно, в процессе речевой деятельности.

Артикуляционной гимнастикой называют специальные упражнения для развития подвижности, ловкости языка, губ, щёк, уздечки. Цель — выработка полноценных движений и определённых положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков. Проводить её нужно 3-4 раза в день по 3-5 минут, чтобы двигательные навыки закреплялись, становились более прочными.

При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определённую последовательность — идти от простых к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

Из выполняемых двух-трёх упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребёнок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новое, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приёмы.

Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как при этом у ребёнка спина прямая, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. Он должен хорошо видеть лицо взрослого, а также своё лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребёнок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Ребёнок может воспользоваться также небольшим ручным зеркалом (примерно 9-12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребёнка лицом к нему. Работа организуется следующим образом. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приёмы, показывает его выполнение. Упражнение выполняет ребёнок, а взрослый контролирует качество движений: точность, плавность, темп, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы упражнения выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряжённость движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринуждёнными и вместе с тем координированными. В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребёнка. Нельзя говорить ему, что он делает неверно — это может привести к отказу выполнять движение. Лучше покажите ребёнку его достижения («Видишь, язык уже научился быть широким»), подбодрить («Ничего, твой язычок обязательно научится подниматься кверху»).

Если у ребёнка при выполнении упражнений долго (около 1 месяца) не вырабатываются точность, устойчивость и плавность движений органов артикуляции, это может означать, что вы не совсем правильно выполняли упражнения или проблема вашего ребёнка серьёзнее, чем вы думали. В обоих случаях его нужно обязательно показать специалисту-логопеду. Практически у всех дошкольников встречаются недостатки произношения одного или нескольких звуков, большинство из которых носят временный, непостоянный характер. Они обусловлены тем, что в этом возрасте ещё недостаточно хорошо функционируют центральный слуховой и речевой аппараты. Связь между ними недостаточно выработана и прочна, мышцы речевого аппарата ещё слабо натренированы. Всё это приводит к тому, что движения речевых органов несовсем чёткие и согласованные. Поэтому в дошкольном возрасте большую роль играет целенаправленное развитие подвижности речевых органов и умения владеть ими. Для того чтобы ваша гимнастика не была скучной, можно придумать свои сказки, а также забавные, весёлые стихотворения.

Помните, что ежедневными упражнениями вы помогаете ребёнку достичь правильного звукопроизношения. Не огорчайтесь, если что-то не будет получаться с первого раза. Попробуйте повторять упражнения вместе с ребёнком. Будьте терпеливы, ласковы и спокойны, и у вас всё получится.

 

Комплекс артикуляционной гимнастики

(выполнять каждый день не менее 10 мин перед зеркалом)

Статические подготовительные упражнения:

  1. «Лопаточка». Широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Держать 10-I5 сек.
  2. «Чашечка». Рот широко раскрыть. Широкий язык поднять кверху. Потянуться к верхним зубам, но не касаться их. Удерживать язык в таком положении 10-15 сек.
  3. «Иголочка». Рот открыть. Язык высунуть далеко вперёд, напрячь его, сделать узким. Удерживать в таком положении 15 сек.
  4. «Горка». Рот приоткрыть. Боковые края языка прижать к верхним жевательным зубам. Кончик языка упереть в нижние передние зубы. Удерживать в таком положении 15 сек.
  5. «Трубочка». Высунуть широкий язык. Боковые края языка загнуть вверх. Подуть в получившуюся трубочку. Выполнять в медленном темпе 10-15 раз.

Каждое из перечисленных упражнений выполняется чётко, медленно, по 8-10 раз.

Динамические подготовительные упражнения:

  1. «Часики». Высунуть узкий язык. Тянуться им попеременно то к правому уху, то к левому. Двигать языком из угла рта в медленном темпе под счёт логопеда. Проделать 15-20 раз.
  2. «Лошадка». Присосать язык к нёбу, щёлкнуть языком. Щёлкать медленно, сильно. Тянуть подъязычную связку. Проделать 10-15 раз.
  3. «Грибок». Раскрыть рот. Присосав язык к нёбу, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть. Проделать 15 раз. В отличие от упражнения «Лошадка» язык не должен отрываться от нёба.
  4. «Качели». Высунуть узкий язык. Тянуться им попеременно то к носу, то к подбородку. Рот при этом не закрывать. Упражнение проводится под счёт 10-15 раз.
  5. «Вкусное варенье». Высунуть широкий язык, облизать верхнюю губу и убрать его вглубь рта. Повторить 15 раз.
  6. «Змейка». Рот широко открыть. Язык сильно высунуть вперёд, напрячь, сделать узким и максимально выдвигать вперёд, убирать вглубь рта. Двигать языком в медленном темпе 15 раз.
  7. «Маляр». Высунуть язык, рот приоткрыть. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу. Проделать 10 раз, меняя направление.
  8. «Катушка». Кончик языка упереть в нижние передние зубы. Боковые края языка прижать к верхним жевательным зубам. Широкий язык «выкатывать» вперёд и убирать вглубь рта. Проделать 15 раз. В отличие от упражнения «Горка» язык в форме валика перемещается вперёд-назад.