Тренируем губы, щёки, рот, язык
Для формирования чёткой речи необходимо тренировать губы, щёки, рот, язык. Очень хорошо в процессе занятий с малышом использовать артикуляционную гимнастику с обыгрыванием определённых качеств сказочных персонажей. Так, при изучении сказки «Репка» каждому из персонажей приписывается своё движение губ, рта, щёк или языка, ярко характеризующее того или иного героя. Эти движения соотносятся с рисунком или фигуркой соответствующего действующего лица, чтобы впоследствии демонстрация рисунка стимулировала ребёнка к выполнению конкретного артикуляционного движения.
Например, услышав слово «дед» (или увидев соответствующий рисунок) – надуть щёки; «баба» – вытянуть губы трубочкой; «внучка» – растянуть губы в улыбке; «Жучка» – высунуть язык; «кошка» – облизать губы; «мышка» – поднять верхнюю губу, обнажив верхние зубы. Необходимо помнить о главном условии успешности всех видов деятельности – малышу должно быть интересно!

Чтобы органы артикуляции были более подвижны и активны, предлагаю вам вместе с ребёнком отправиться в увлекательную сказку о Язычке. Имея перед собой образец, вы можете включить свою фантазию и сами придумать сказочную историю. Вот фрагмент одной из них. Хорошо, если во время повествования малыш будет видеть себя в зеркале.
Сказка о весёлом язычке
Жил да был весёлый Язычок. А у тебя есть язычок? Покажи. Наш Язычок очень весёлый, он любит веселиться, прыгать, иногда даже достаёт до потолка. Потолок в доме Язычка называется нёбо. Пусть твой язычок допрыгнет до потолка и погладит нёбо. А теперь пусть твой язычок дотянется до потолка и останется там ненадолго. (Движение должно выполняться только языком, без вспомогательных движений губ и нижней челюсти. Рот широко открыт. Спокойно, без подёргиваний язык удерживается наверху в течение 5-6 секунд.) Весёлый Язычок то спустится вниз, то опять подпрыгнет до потолка. Спустится – подпрыгнет, спустится – подпрыгнет... (Упражнение повторяется несколько раз). Напрыгался Язычок, утомился и пошёл спать. Пусть немножко отдохнёт.
На следующий день Язычок решил проверить, не стало ли теплее. Первые дверки в домике Язычка называются зубы, вторые дверки – губы. Когда все дверки были открыты, он выглянул из домика, посмотрел влево, вправо, вверх, вниз, почувствовал, что стало холоднее, и спрятался обратно. Сначала закрылась первая дверка, а затем и вторая.
Вот и вся сказка о весёлом Язычке.
