Выявление уровня речевой готовности ребенка к школе
Готовность ребёнка к школьному обучению во многом определяется уровнем его речевого развития. У детей нередко наблюдается не резко выраженное отставание в речевом развитии, которое в дошкольном возрасте обычно не привлекает к себе особого внимания, но в дальнейшем значительно затрудняет овладение письмом и приводит к появлению в нём ошибок, не поддающихся устранению обычными школьными методами.
Обязательно подлежит проверке следующее:
- Правильность произношения всех звуков, особенно свистящих, шипящих;
- Умение различать звуки речи на слух, т.к. оно является предпосылкой овладения грамотой:
- если некоторые звуки кажутся ребёнку одинаковыми, то он будет затрудняться при выборе соответствующих этим звукам букв во время письма
- к 6 годам ребёнок должен уметь назвать звуки, которые находятся в начале, середине, конце коротких (из 3-4 букв) слов (дом, пол, соль...);
- Словарный запас ребёнка 6 лет должен составлять не менее 2 000 слов:
- в словаре ребёнка должны присутствовать обобщающие слова: фрукты, овощи, обувь, мебель, посуда, транспорт, домашние и дикие животные, их детёныши, профессии, инструменты, насекомые. Ребёнок должен уметь объяснить, что входит в каждую из перечисленных групп
- ребёнок должен уметь подобрать как можно больше признаков и действий к одному предмету с учётом его величины, веса, формы, цвета, вкуса, запаха, температуры, материала и т.д., как этот предмет можно использовать
- уметь подобрать к заданному слову слова, близкие по значению, а также слова с противоположным значением (мокрый, влажный, сырой; горячий – холодный);
- Умение активно пользоваться словами, имеющимися в словарном запасе, строить из них предложения и связные высказывания
- уметь преобразовывать слова (один-много: лампа-лампы, стул-стулья; уменьшительно-ласкательные: стул-стульчик, дом-домик; хвост лисий, ветка еловая)
- уметь согласовывать прилагательные с существительными, существительные с прилагательными, существительные с числительными (дерево какое?- высокое; один шар, три шара, а пять?- шаров)
- понимать и употреблять предлоги (на, в, под, за, около, из-за, из-под);
- Владение связной речью:
- умение ребёнка дать развёрнутый, понятный для постороннего человека ответ на вопрос (полным предложением). Умение понимать связные высказывания, прослеживать последовательность событий (попросить ребёнка пересказать сказку, содержание мультфильма, рассказать о событии из его жизни, обратить внимание на сохранность логической последовательности событий, правильность построения самих предложений текста
- умение составить рассказ по картине. В рассказе должны присутствовать начало, кульминация, конец. Ребёнок должен уметь закончить начатый взрослым рассказ и т.д.
Уважаемые родители, если знания и умения ребёнка по некоторым параметрам не соответствуют требованиям, незамедлительно обращайтесь к логопеду, а также к психологу для дальнейшей коррекционной работы с ребёнком!